Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 1 мин. чтения

Лизинг, обслуживание и страховка: как российский авиасектор переживет санкции

Из-за ситуации на Украине зарубежные компании потребовали от России расторгнуть договоры лизинга, а также досрочно вернуть самолеты и авиадвигатели. Для поддержки транспортного комплекса страны в условиях санкций Минтранс уже подготовил проект постановления по удержанию иностранных лайнеров в РФ, Правительственную комиссию по импортозамещению предлагают наделить полномочиями решать, возвращать или нет суда западным лессорам. «Сфера» разбиралась, возможно ли национализировать иностранные самолеты и что будет с авиасектором в условиях санкций и закрытого неба.

Sukhoi Superjet 100 vs Евросоюз

Новые самолеты и вертолеты зарубежного производства в Россию больше доставлять не будут. Из-за ситуации на Украине Евросоюз в конце февраля принял решение о полном запрете на поставки. Санкции коснулись и старых, уже использующихся лайнеров, – ЕС потребовал разорвать действующие контракты российских перевозчиков с лизингодателями. Отдельные производители, например, французская авиастроительная компания Airbus лишила россиян доступа к своей технической документации. Без запасных частей, обслуживания и техподдержки остались российские авиакомпании, осуществляющие перевозки на Boeing.

«Мы приостановили основную операционную деятельность в Москве и временно закрыли наш офис в Киеве. Мы также приостанавливаем поставки запасных частей, техническое обслуживание воздушных судов и услуги технической поддержки для российских авиакомпаний. Сейчас наш основной приоритет — обеспечение безопасности наших сотрудников в регионе», — сообщили в пресс-службе Boeing.

Необходимо отметить, что большая часть воздушного флота России состоит из европейских и американских лайнеров — это значит, что авиакомпании осуществляют перевозку пассажиров на самолетах, которыми не владеют. Так, по данным агентства Cirium, из 980 пассажирских лайнеров в лизинге находится 777. Под санкции не попадает лишь отечественный самолет Sukhoi Superjet 100 — в России их примерно 150. Это ближнемагистральный пассажирский лайнер, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на расстояние до 4600 км.

«Сухой» может осуществлять полеты за рубеж, по крайней мере в открытые для РФ страны. Остальные же перевозчики рискуют «нарваться» на экспроприацию Запада. Такая ситуация произошла 3 марта с лайнером S7, который не смог вернуться из аэропорта Еревана.

9 марта глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил, что производство российских самолетов расширят до 40 в год, а двигатели иностранного производства заменят отечественными. Мантуров поручил обеспечить их сертификацию в более короткий срок — соответствующие документы должны быть приняты в ближайшие 14 месяцев.

Предложение нарастить производство отечественных лайнеров выглядит настоящим спасением на фоне еще одной беспрецедентной меры Запада в отношении российского авиасектора. 10 марта всем авиакомпаниям мира приостановили страховое покрытие для полетов в Россию. Первой об этом сообщила казахстанская Air Astana. Пока перевозку пассажиров из России осуществляет лишь израильская El-Al, которой выдали специальный ордер на $2 млрд покрытия. Также летают самолеты из Турции. Пока.

Стратегическая задача

26 февраля в министерстве транспорта с участием Росавиации и представителей авиакомпаний состоялось экстренное совещание. От перевозчиков потребовали не отдавать самолеты до появления требований о возврате и пытаться договариваться с лизингодателями. России нужно было потянуть время, чтобы продумать дальнейшую стратегию. Уже 2 марта Минтранс принял решение: порядка 500 единиц лизинговых самолетов попадут под национализацию и будут использоваться на внутренних авиалиниях, что гарантирует бесперебойные гражданские авиаперевозки внутри страны.

Адвокат, руководитель практики «Разрешение споров» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Кирилл Понасюк полагает, что удержание самолетов на своей территории является для РФ «краеугольным камнем».

«При ответе на вопрос о законности удержания самолетов на территории России следует учитывать, что лизингополучателями выступают коммерческие организации, состоящие в отношениях с лизингодателями из других юрисдикций, большинство из которых ввели санкции в отношении нашей страны. Следовательно, чтобы действия отечественных организаций соответствовали закону, нужно сформировать нормативную базу для сохранения имущества на территории РФ, которая позволяет не исполнять обязательства по возврату имущества иностранных организаций даже после прекращения договорных отношений», — уверен Понасюк.

По словам адвоката, у чиновников достаточно времени, чтобы подготовить необходимую документацию. В условиях закрытого воздушного пространства западные самолеты не смогут покинуть территорию страны, то есть для своих непосредственных владельцев лайнеры практически недосягаемы.

Юрист практики «Разрешение споров» Григорий Волков считает, что недопущение возврата самолетов иностранным компаниям будет задачей практически стратегической. По мнению специалиста, ее невыполнение грозит созданием существенных препятствий в воздушном сообщении внутри государства и разорением крупнейших российских авиакомпаний.

«Относительно национализации можно допустить, что попытки ее проведения будут предприниматься. При этом следует учитывать ст. 235 ГК РФ, в соответствии с которой национализация проводится на возмездной основе, то Российская Федерация обязана возместить собственнику стоимость имущества, а также другие убытки, причиненные национализацией», — отметил Волков в беседе со «Сферой».

Не исключено, что предложенную сумму иностранные организации посчитают несправедливо заниженной по сравнению с действительной стоимостью самолётов, и впоследствии будут оспаривать итоги национализации по проторенному пути известных дел с экспроприацией активов РФ, само собой, встретив препятствия на этапе исполнения судебных актов.

«При этом во внимание следует принимать необходимость обслуживания самолетов запчастями, поставка которых в Россию сейчас ограничена. Будет ли возможно заменить иностранные запчасти отечественным аналогами для осуществления безопасных полетов — вопрос, который останется открытым продолжительное время», – заключил эксперт.

По мнению президента Шереметьевского профсоюза летного состава Игоря Дельдюжова, имеющиеся в России иностранные самолеты смогут летать без техобслуживания в течение нескольких месяцев, а если прибегнуть к разборке на запчасти некоторых лайнеров, то срок эксплуатации можно увеличить до года.

Никто из экспертов не может четко сказать, есть ли у России потенциал для возрождения отечественного самолетостроения или же всем, кроме чиновников и военных, придется пересаживаться на наземный транспорт.

Источник изображения: pixabay.com


Source: https://lib.zaplata.ru/yrist/lizing-obslyjivanie-i-strahovka-kak-rossiiskii-aviasektor-perejivet-sankcii.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Как выспаться не в своей кровати, в незнаком месте

Как выспаться не в своей кровати, в незнаком месте Мы собрали десять простых правил, которые позволят вам иметь...

Зачем нужна страховка от невыезда за границу?

Зачем нужна страховка от невыезда за границу? Страхование от невыезда за границу — ваш гарант безопасности на случай...

Долевое страхование жизни: инвестиции с высоким риском и под личным контролем

В 2022 году СберСтрахование жизни планирует представить в России программы долевого страхования жизни. У нового для нашего рынка...

Как оформить осаго самостоятельно за 5 шагов

Как оформить осаго самостоятельно за 5 шагов Один из подходов к решению вопроса о страховании собственного автомобиля по...

Как устроено накопительное страхование жизни

Пандемия показала, насколько важно заботиться о финансах и здоровье и как важно защитить и то, и другое. В...

Где пройти техосмотр: выбираем сервис и готовим документы

Многие водители путаются относительно того, где пройти техосмотр, когда это делать и что нужно для данной процедуры. Всему...

Закон страхования недвижимости

Все виды страхования в РФ регулируются профильным федеральным законом “О страховом деле”. Среди прочих объектов добровольного страхования здесь...

Туристическая страховка в Таиланд: что нужно знать, чтобы избежать лишних трат в отпуске

Туристическая страховка в Таиланд: что нужно знать, чтобы избежать лишних трат в отпуске Какие медицинские риски стоит учесть...

Что такое франшиза в страховании туристов?

Что такое франшиза в страховании туристов? В статье мы дадим определение понятию "франшиза", выделим основные виды франшизы в...

ТОП-5 отличных велосипедных маршрутов Испании

ТОП-5 отличных велосипедных маршрутов Испании Мы уже рассказывали про 5 лучших велосипедных маршрутов в Испании, которые открывают эту...

Обязательно ли страховать жизнь и квартиру по ипотеке каждый год?

Обязательно ли страховать жизнь и квартиру по ипотеке каждый год? Покупка жилья в ипотеку – ответственный шаг, к...

Нужна ли мне страховка для поездки в Европу?

Нужна ли мне страховка для поездки в Европу? Долгожданный отпуск может закончиться огорчением, если вы запланировали поездку за...

20 регионов, где ОСАГО может подешеветь на 20 %

20 регионов, где ОСАГО может подешеветь на 20 % ​Российский союз автостраховщиков (РСА) проанализировал рейтинг регионов по ОСАГО...

Как россиянину оформить турецкое ОСАГО?

Многие россияне ездят на отдых в Турцию, а некоторые даже выбирают путешествие на собственном автомобиле через Грузию. До...

В России стоимость ОСАГО снизилась на 5 569 р.

В России стоимость ОСАГО снизилась на 5 569 р. В целом по России средняя премия для легковых автомобилей...

Виды страховых полисов. Разбираемся в законодательстве

Жизнь современного человека непредсказуема и иной раз преподносит неприятные сюрпризы. В России существует выражение «Знал бы, где упасть,...

По какой страховке можно получить компенсацию, если на машину упало дерево: ОСАГО или КАСКО?

Ситуации, когда дерево падает на автомобиль, случаются нечасто, но никогда нельзя знать наверняка, что уготовила стихия. Возникший ураган...

Что делать, если на отдыхе вы перебрали с алкоголем

Что делать, если на отдыхе вы перебрали с алкоголем Мало кто знает, что далеко не все страховки покрывают...

Страхование при ипотеке: разрушаем мифы и разбираем ошибки

Страхование при ипотеке многими воспринимается как зло, к тому же еще и неизбежное – ведь данная процедура является...

ТОП-10 дешевых страховок для шенгенской визы

ТОП-10 дешевых страховок для шенгенской визы Портал Prosto.Insure подобрал для вас 10 лучших недорогих страховок для получения шенгенской...