• Виктор
  • Статьи
  • 1 мин. чтения

Лизинг, обслуживание и страховка: как российский авиасектор переживет санкции

Из-за ситуации на Украине зарубежные компании потребовали от России расторгнуть договоры лизинга, а также досрочно вернуть самолеты и авиадвигатели. Для поддержки транспортного комплекса страны в условиях санкций Минтранс уже подготовил проект постановления по удержанию иностранных лайнеров в РФ, Правительственную комиссию по импортозамещению предлагают наделить полномочиями решать, возвращать или нет суда западным лессорам. «Сфера» разбиралась, возможно ли национализировать иностранные самолеты и что будет с авиасектором в условиях санкций и закрытого неба.

Sukhoi Superjet 100 vs Евросоюз

Новые самолеты и вертолеты зарубежного производства в Россию больше доставлять не будут. Из-за ситуации на Украине Евросоюз в конце февраля принял решение о полном запрете на поставки. Санкции коснулись и старых, уже использующихся лайнеров, – ЕС потребовал разорвать действующие контракты российских перевозчиков с лизингодателями. Отдельные производители, например, французская авиастроительная компания Airbus лишила россиян доступа к своей технической документации. Без запасных частей, обслуживания и техподдержки остались российские авиакомпании, осуществляющие перевозки на Boeing.

«Мы приостановили основную операционную деятельность в Москве и временно закрыли наш офис в Киеве. Мы также приостанавливаем поставки запасных частей, техническое обслуживание воздушных судов и услуги технической поддержки для российских авиакомпаний. Сейчас наш основной приоритет — обеспечение безопасности наших сотрудников в регионе», — сообщили в пресс-службе Boeing.

Необходимо отметить, что большая часть воздушного флота России состоит из европейских и американских лайнеров — это значит, что авиакомпании осуществляют перевозку пассажиров на самолетах, которыми не владеют. Так, по данным агентства Cirium, из 980 пассажирских лайнеров в лизинге находится 777. Под санкции не попадает лишь отечественный самолет Sukhoi Superjet 100 — в России их примерно 150. Это ближнемагистральный пассажирский лайнер, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на расстояние до 4600 км.

«Сухой» может осуществлять полеты за рубеж, по крайней мере в открытые для РФ страны. Остальные же перевозчики рискуют «нарваться» на экспроприацию Запада. Такая ситуация произошла 3 марта с лайнером S7, который не смог вернуться из аэропорта Еревана.

9 марта глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил, что производство российских самолетов расширят до 40 в год, а двигатели иностранного производства заменят отечественными. Мантуров поручил обеспечить их сертификацию в более короткий срок — соответствующие документы должны быть приняты в ближайшие 14 месяцев.

Предложение нарастить производство отечественных лайнеров выглядит настоящим спасением на фоне еще одной беспрецедентной меры Запада в отношении российского авиасектора. 10 марта всем авиакомпаниям мира приостановили страховое покрытие для полетов в Россию. Первой об этом сообщила казахстанская Air Astana. Пока перевозку пассажиров из России осуществляет лишь израильская El-Al, которой выдали специальный ордер на $2 млрд покрытия. Также летают самолеты из Турции. Пока.

Стратегическая задача

26 февраля в министерстве транспорта с участием Росавиации и представителей авиакомпаний состоялось экстренное совещание. От перевозчиков потребовали не отдавать самолеты до появления требований о возврате и пытаться договариваться с лизингодателями. России нужно было потянуть время, чтобы продумать дальнейшую стратегию. Уже 2 марта Минтранс принял решение: порядка 500 единиц лизинговых самолетов попадут под национализацию и будут использоваться на внутренних авиалиниях, что гарантирует бесперебойные гражданские авиаперевозки внутри страны.

Адвокат, руководитель практики «Разрешение споров» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Кирилл Понасюк полагает, что удержание самолетов на своей территории является для РФ «краеугольным камнем».

«При ответе на вопрос о законности удержания самолетов на территории России следует учитывать, что лизингополучателями выступают коммерческие организации, состоящие в отношениях с лизингодателями из других юрисдикций, большинство из которых ввели санкции в отношении нашей страны. Следовательно, чтобы действия отечественных организаций соответствовали закону, нужно сформировать нормативную базу для сохранения имущества на территории РФ, которая позволяет не исполнять обязательства по возврату имущества иностранных организаций даже после прекращения договорных отношений», — уверен Понасюк.

По словам адвоката, у чиновников достаточно времени, чтобы подготовить необходимую документацию. В условиях закрытого воздушного пространства западные самолеты не смогут покинуть территорию страны, то есть для своих непосредственных владельцев лайнеры практически недосягаемы.

Юрист практики «Разрешение споров» Григорий Волков считает, что недопущение возврата самолетов иностранным компаниям будет задачей практически стратегической. По мнению специалиста, ее невыполнение грозит созданием существенных препятствий в воздушном сообщении внутри государства и разорением крупнейших российских авиакомпаний.

«Относительно национализации можно допустить, что попытки ее проведения будут предприниматься. При этом следует учитывать ст. 235 ГК РФ, в соответствии с которой национализация проводится на возмездной основе, то Российская Федерация обязана возместить собственнику стоимость имущества, а также другие убытки, причиненные национализацией», — отметил Волков в беседе со «Сферой».

Не исключено, что предложенную сумму иностранные организации посчитают несправедливо заниженной по сравнению с действительной стоимостью самолётов, и впоследствии будут оспаривать итоги национализации по проторенному пути известных дел с экспроприацией активов РФ, само собой, встретив препятствия на этапе исполнения судебных актов.

«При этом во внимание следует принимать необходимость обслуживания самолетов запчастями, поставка которых в Россию сейчас ограничена. Будет ли возможно заменить иностранные запчасти отечественным аналогами для осуществления безопасных полетов — вопрос, который останется открытым продолжительное время», – заключил эксперт.

По мнению президента Шереметьевского профсоюза летного состава Игоря Дельдюжова, имеющиеся в России иностранные самолеты смогут летать без техобслуживания в течение нескольких месяцев, а если прибегнуть к разборке на запчасти некоторых лайнеров, то срок эксплуатации можно увеличить до года.

Никто из экспертов не может четко сказать, есть ли у России потенциал для возрождения отечественного самолетостроения или же всем, кроме чиновников и военных, придется пересаживаться на наземный транспорт.

Источник изображения: pixabay.com


Source: https://oaoo.ru/yrist/lizing-obslyjivanie-i-strahovka-kak-rossiiskii-aviasektor-perejivet-sankcii.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

До чего техника дошла: как изменилось страхование за 10 лет

Десять лет назад сложно было представить, что машину можно будет застраховать по каско, не показывая её страховщику, а...

Часто задаваемые вопросы по ОСАГО

Часто задаваемые вопросы по ОСАГО Мы собрали для вас ряд наиболее часто задаваемых вопросов связанных с оформлением и...

Недействительный полис ОСАГО

«Липовые» (недействительные) полисы ОСАГО регулярно вбрасываются на рынок автостраховок. Мошенники зачастую говорят о том, что бланк, являющийся оригинальным,...

Договор страхования недвижимости 

Собственники, решившие застраховать свою недвижимость, заключают со страховщиками соглашение – договор страхования недвижимости. Это официальный документ, имеющий типовую...

Как и зачем оформлять ДСАГО

Полис ДСАГО — это некое дополнение ко всем известной страховке ОСАГО. Он защищает водителя от лишних трат, если...

Требуется ли оформлять ОСАГО на спецтехнику?

Россияне давно привыкли к тому, что перед использованием автомобиля или мотоцикла его необходимо застраховать по ОСАГО. Однако помимо...

Активный и безопасный отдых за рубежом

Гарантированная защита Собираясь в отпуск или другое путешествие, каждый из нас настроен позитивно и ждет от поездки максимум...

Виды обязательного страхования в России

Какие в нашей стране существуют виды обязательного страхования? Если об одних из них граждане имеют сравнительно полное представление,...

Годные остатки автомобиля при тотале: забрать или отдать страховой компании?

После крупной аварии авто может прийти в полную негодность, в результате чего страховщик поставит неутешительный диагноз — тотал....

Судебная практика по ОСАГО

Большая часть спорных ситуаций, в которых задействованы страховые организации по ОСАГО, спровоцированы отказом в оплате выплаты. К числу...

ТОП-10 дешевых страховок для шенгенской визы

ТОП-10 дешевых страховок для шенгенской визы Портал Prosto.Insure подобрал для вас 10 лучших недорогих страховок для получения шенгенской...

Веский повод отказаться от ОСАГО насовсем

Веский повод отказаться от ОСАГО насовсем Больше всего меня раздражают пробки! Все удовольствие от наземной поездки убивает это...

Как спокойно и без проблем пройти проверку при страховании жизни

Когда вы оформляете полис, страховая компания может проверить ваше здоровье. Это обычная и нормальная практика, которой не стоит...

Спортивная страховка для выезда за рубеж

Спортивная страховка для выезда за рубеж Всем, кто планирует в отпуске отдыхать на полную: кататься на велосипеде, отдыхать...

Что можно застраховать: типы имущества и нестандартные страховки

Застраховать можно любое имущество, которое находится у человека в собственности — это недвижимость, личный транспорт, мебель и техника....

Кредиты без страховки и сроки в налоговых декларациях: какие законы вступят в силу с февраля

С началом нового месяца в силу вступят ряд изменений в законах, которые коснуться жизни миллионов россиян. В обзоре...

​Что такое каско и зачем вам эта страховка

​Что такое каско и зачем вам эта страховка Каско — это добровольное страхование транспортных средств, которое покрывает ущерб,...

Коллекторы, ОСАГО и деловые конфликты: главные новости уходящей недели

Новый механизм урегулирования жалоб должников, первые уголовные дела из-за коронавируса в тюрьмах, правки в закон об ОСАГО и...

Возместят ли ущерб по ОСАГО, если виновник ДТП не установлен?

ДТП – это всегда крайне нервное и неприятное событие, которое влечет за собой серьезные материальные расходы. Если у...

Кешбэк от Правительства РФ за карты в фитнес клубы

Кешбэк от Правительства РФ за карты в фитнес клубы Правительство РФ намерено увеличить количество любителей спорта и активного...