Интересное
  • Виктор
  • Статьи
  • 1 мин. чтения

Лизинг, обслуживание и страховка: как российский авиасектор переживет санкции

Из-за ситуации на Украине зарубежные компании потребовали от России расторгнуть договоры лизинга, а также досрочно вернуть самолеты и авиадвигатели. Для поддержки транспортного комплекса страны в условиях санкций Минтранс уже подготовил проект постановления по удержанию иностранных лайнеров в РФ, Правительственную комиссию по импортозамещению предлагают наделить полномочиями решать, возвращать или нет суда западным лессорам. «Сфера» разбиралась, возможно ли национализировать иностранные самолеты и что будет с авиасектором в условиях санкций и закрытого неба.

Sukhoi Superjet 100 vs Евросоюз

Новые самолеты и вертолеты зарубежного производства в Россию больше доставлять не будут. Из-за ситуации на Украине Евросоюз в конце февраля принял решение о полном запрете на поставки. Санкции коснулись и старых, уже использующихся лайнеров, – ЕС потребовал разорвать действующие контракты российских перевозчиков с лизингодателями. Отдельные производители, например, французская авиастроительная компания Airbus лишила россиян доступа к своей технической документации. Без запасных частей, обслуживания и техподдержки остались российские авиакомпании, осуществляющие перевозки на Boeing.

«Мы приостановили основную операционную деятельность в Москве и временно закрыли наш офис в Киеве. Мы также приостанавливаем поставки запасных частей, техническое обслуживание воздушных судов и услуги технической поддержки для российских авиакомпаний. Сейчас наш основной приоритет — обеспечение безопасности наших сотрудников в регионе», — сообщили в пресс-службе Boeing.

Необходимо отметить, что большая часть воздушного флота России состоит из европейских и американских лайнеров — это значит, что авиакомпании осуществляют перевозку пассажиров на самолетах, которыми не владеют. Так, по данным агентства Cirium, из 980 пассажирских лайнеров в лизинге находится 777. Под санкции не попадает лишь отечественный самолет Sukhoi Superjet 100 — в России их примерно 150. Это ближнемагистральный пассажирский лайнер, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на расстояние до 4600 км.

«Сухой» может осуществлять полеты за рубеж, по крайней мере в открытые для РФ страны. Остальные же перевозчики рискуют «нарваться» на экспроприацию Запада. Такая ситуация произошла 3 марта с лайнером S7, который не смог вернуться из аэропорта Еревана.

9 марта глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил, что производство российских самолетов расширят до 40 в год, а двигатели иностранного производства заменят отечественными. Мантуров поручил обеспечить их сертификацию в более короткий срок — соответствующие документы должны быть приняты в ближайшие 14 месяцев.

Предложение нарастить производство отечественных лайнеров выглядит настоящим спасением на фоне еще одной беспрецедентной меры Запада в отношении российского авиасектора. 10 марта всем авиакомпаниям мира приостановили страховое покрытие для полетов в Россию. Первой об этом сообщила казахстанская Air Astana. Пока перевозку пассажиров из России осуществляет лишь израильская El-Al, которой выдали специальный ордер на $2 млрд покрытия. Также летают самолеты из Турции. Пока.

Стратегическая задача

26 февраля в министерстве транспорта с участием Росавиации и представителей авиакомпаний состоялось экстренное совещание. От перевозчиков потребовали не отдавать самолеты до появления требований о возврате и пытаться договариваться с лизингодателями. России нужно было потянуть время, чтобы продумать дальнейшую стратегию. Уже 2 марта Минтранс принял решение: порядка 500 единиц лизинговых самолетов попадут под национализацию и будут использоваться на внутренних авиалиниях, что гарантирует бесперебойные гражданские авиаперевозки внутри страны.

Адвокат, руководитель практики «Разрешение споров» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Кирилл Понасюк полагает, что удержание самолетов на своей территории является для РФ «краеугольным камнем».

«При ответе на вопрос о законности удержания самолетов на территории России следует учитывать, что лизингополучателями выступают коммерческие организации, состоящие в отношениях с лизингодателями из других юрисдикций, большинство из которых ввели санкции в отношении нашей страны. Следовательно, чтобы действия отечественных организаций соответствовали закону, нужно сформировать нормативную базу для сохранения имущества на территории РФ, которая позволяет не исполнять обязательства по возврату имущества иностранных организаций даже после прекращения договорных отношений», — уверен Понасюк.

По словам адвоката, у чиновников достаточно времени, чтобы подготовить необходимую документацию. В условиях закрытого воздушного пространства западные самолеты не смогут покинуть территорию страны, то есть для своих непосредственных владельцев лайнеры практически недосягаемы.

Юрист практики «Разрешение споров» Григорий Волков считает, что недопущение возврата самолетов иностранным компаниям будет задачей практически стратегической. По мнению специалиста, ее невыполнение грозит созданием существенных препятствий в воздушном сообщении внутри государства и разорением крупнейших российских авиакомпаний.

«Относительно национализации можно допустить, что попытки ее проведения будут предприниматься. При этом следует учитывать ст. 235 ГК РФ, в соответствии с которой национализация проводится на возмездной основе, то Российская Федерация обязана возместить собственнику стоимость имущества, а также другие убытки, причиненные национализацией», — отметил Волков в беседе со «Сферой».

Не исключено, что предложенную сумму иностранные организации посчитают несправедливо заниженной по сравнению с действительной стоимостью самолётов, и впоследствии будут оспаривать итоги национализации по проторенному пути известных дел с экспроприацией активов РФ, само собой, встретив препятствия на этапе исполнения судебных актов.

«При этом во внимание следует принимать необходимость обслуживания самолетов запчастями, поставка которых в Россию сейчас ограничена. Будет ли возможно заменить иностранные запчасти отечественным аналогами для осуществления безопасных полетов — вопрос, который останется открытым продолжительное время», – заключил эксперт.

По мнению президента Шереметьевского профсоюза летного состава Игоря Дельдюжова, имеющиеся в России иностранные самолеты смогут летать без техобслуживания в течение нескольких месяцев, а если прибегнуть к разборке на запчасти некоторых лайнеров, то срок эксплуатации можно увеличить до года.

Никто из экспертов не может четко сказать, есть ли у России потенциал для возрождения отечественного самолетостроения или же всем, кроме чиновников и военных, придется пересаживаться на наземный транспорт.

Источник изображения: pixabay.com


Source: https://lib.zaplata.ru/yrist/lizing-obslyjivanie-i-strahovka-kak-rossiiskii-aviasektor-perejivet-sankcii.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Что делать, если ребенок решил заниматься дзюдо

Что делать, если ребенок решил заниматься дзюдо Дзюдо в переводе с японского означает «мягкий путь». Ударов здесь как...

Страховое возмещение убытков: что об этом следует знать

Что такое страховое возмещение убытков и как оно происходит? Конечно, примерное представление об этом имеет каждый из нас....

Возместят ли ущерб по ОСАГО, если виновник ДТП не установлен?

ДТП – это всегда крайне нервное и неприятное событие, которое влечет за собой серьезные материальные расходы. Если у...

Как оформить страховку и ничего не упустить?

архивный материал Страховки помогают в случае несчастья — травмы, залива в квартире или ДТП. Чтобы получить деньги, нужно...

20 самых распространенных ошибок при страховании авто, имущества и жизни

Ошибки при страховании часто являются причиной того, что человек получает сумму гораздо меньше той, на которую рассчитывал, а...

Правила страхования недвижимости

Основной услугой страховых компаний является страхование недвижимости. Она востребована среди населения, потому что воспользовавшись ей собственник может рассчитывать...

​Зачем ребенку гольф

​Зачем ребенку гольф Ольга Лобанова, спецкор Prosto.Insure побеседовала с Денисом Курьян, тренером по гольфу «Москоу Кантри Клаб» и...

​Полезные и вкусные слова для тех, кто запланировал отдых в Турции

​Полезные и вкусные слова для тех, кто запланировал отдых в Турции Захватите с собой наш словарик региональных вкусностей....

Какие экстремальные виды спорта можно застраховать

Какие экстремальные виды спорта можно застраховать Отправляясь на активный, а уж тем более экстремальный отдых, заранее позаботьтесь о...

Нужна ли мне страховка для поездки в Европу?

Нужна ли мне страховка для поездки в Европу? Долгожданный отпуск может закончиться огорчением, если вы запланировали поездку за...

Страховка для визы в Германию

Страховка для визы в Германию Германия входит в число стран-участниц Шенгенского соглашения. Это значит, что россиянам для въезда...

В ОСАГО исчезнет один коэффициент, но появятся два новых

В ОСАГО исчезнет один коэффициент, но появятся два новых Как это поливает на стоимость вашего полиса ОСАГО? Предполагается,...

Страхование объектов недвижимости при ипотеке

Когда нет возможности накопить деньги для приобретения собственного «гнездышка» отличным вариантом станет ипотека. Обратившись в банковское учреждение по...

Как получить вычет за страхование жизни?

На добровольном страховании жизни можно сэкономить. Ни много ни мало — 13%. Такая скидка предусмотрена Налоговым кодексом и...

Коробочное страхование недвижимости: новый продукт на рынке страховых услуг

Страхование недвижимости в настоящий момент доступно большинству граждан. Это очень удобный продукт страхового рынка, он позволяет обезопасить себя...

Судебная практика по ОСАГО

Большая часть спорных ситуаций, в которых задействованы страховые организации по ОСАГО, спровоцированы отказом в оплате выплаты. К числу...

Страховые выплаты в случае смерти: особенности и порядок

Страховые выплаты в случае смерти застрахованного лица положены ближайшим родственникам. Выплаченной суммы хватит как минимум на организацию похорон....

Любимые «визовые» страны богатых россиян

Любимые «визовые» страны богатых россиян Россияне с доходом выше среднего активно тратят на путешествия. В эти траты входят:...

​Виза в США — это вам не Шенген. Вся правда о том, как получить визу в США

​Виза в США — это вам не Шенген. Вся правда о том, как получить визу в США Многие...

Каким будет штраф за езду без страховки ОСАГО в 2019 году

Каким будет штраф за езду без страховки ОСАГО в 2019 году Автовладельцы не хотят тратить деньги на страховки...